С каждым днём в российском интернет-сегменте появляются десятки новых ресурсов, каждый из которых предназначен для взаимодействия со своими целевыми посетителями. Заложенные темпы роста и тенденции данной индустрии заставляют постоянно развиваться алгоритмы поисковых систем, являющихся основным связующим элементов между потребностями/интересами интернет-пользователей и ресурсами, которыми должен быть удовлетворён возникший спрос. По мере изменчивости подходов к определению рангов в результатах поисковой выдаче добавляются и критерии качества, определяемые на основе многочисленных исследований поведения аудиторий на веб-сайтах.
Наличие адаптивности веб-ресурса под разные размеры экранов телефонов, планшетов и различных диагоналей персональных компьютеров/ноутбуков, как и отдельных мобильных версий, является одним из факторов ранжирования интернет-ресурса в результатах поисковой выдачи. Соответственно, чем лучше проработан данный аспект, тем выше его позиция в «органике».
Опираясь на советы «Яндекса, общие рекомендации для сайтов с точки зрения качества и удобства использования с помощью мобильных устройств имеют следующий вид:
- доступность для индексации роботами поисковых систем, в том числе и отсутствие соответствующего запрета в специальном файле «robots.txt»;
- со страниц веб-сайта должны поступать специальные ответы от сервера (http) с кодом «200»;
- не задействованы такие технологии, как «Flash» (используется для создания баннеров с рекламой, анимаций, игр и т. п.), «Silverlight» (аналогичный проект от компании «Майкрософт») или «Applet» (несамостоятельный программный компонент, работа которого происходит только совместно с другой программой, например, Java-апплет, позволяющая расширять стандартные возможности html-сайта, используя код на языке «Ява»);
- отсутствие горизонтальной прокрутки у страниц веб-ресурса, затрудняющей взаимодействие с контентной частью интернет-пользователями;
- размер шрифта сайта должен быть удобен для прочтения, посетитель должен затрачивать минимум усилий для ознакомления с содержимым интернет-ресурса;
- страницы веб-сайта должны быстро загружаться даже при медленной скорости подключения к интернету.
Наличие проблем с индексацией страниц сайта и http-ответы от серверов можно выявлять с помощью панели «Яндекс Вебмастер».
Есть ещё и технические нюансы, важные для восприятия мобильных версий веб-сайтов поисковыми алгоритмами «Яндекса»:
- для сообщения поисковой системе информации о наличии адаптивности, потребуется использовать специальный мета-тег с названием «viewport», определяющий просматриваемую область;
- чтобы роботы могли отличать веб-страницы десктопного сайта от мобильного, необходимо привести соответствующие ссылки на URL в мета-тегах;
- автоматическое перенаправление с ПК-версии на смартфонную или планшетную лучше всего производить, опираясь на user-agent браузера, с помощью которого просматривается веб-ресурс;
- для удобства мониторинга ресурса и его индексации, рекомендуется мобильную версию добавлять отдельно в панель «Yandex Webmaster»;
- контент на страницах веб-ресурсов, рассчитанный для просмотра с телефонов и планшетов, может немного отличаться и быть сокращенным, чтобы исключить «монотонные утомительные скроллы» (прокрутку) и оставить только наиболее значимое и полезное с точки зрения интернет-пользователя.
Чтобы проверить, адаптивность интернет-ресурса под смартофны/планшеты можно использовать специальный функционал в панели «Yandex.Webmaster». Он находится в разделе «Инструменты».
После сканирования ресурса будет представлен отчёт по каждому пункту, оказывающему влияние на качество веб-сайта с точки зрения использования на мобильных устройствах.
Исходя из технологии машинного зрения и работы поисковой системы, можно выделить и признаки некачественного сайта, при наличии которых «Яндекс» может существенно понизить позиции в выдаче:
- наличие вредоносного кода;
- ввод интернет-пользователей в заблуждение, предоставление недостоверной информации (например, содержимое не соответствует описанию);
- низкая уникальность текстов и содержимого в целом, а также использование программ-агрегаторов, создающих бессмысленный контент, рассчитанный только на SEO;
- автоматические редиректы с веб-страниц на другие ресурсы;
- имитация действий интернет-пользователей и искусственная накрутка трафика с целью ввода в заблуждение поисковых роботов;
- наличие агрессивной рекламны и элементов, вызывающих резкий негатив со стороны интернет-пользователей (всплывающие окна, баннеры, навязчивые рекламные элементы и т.п.);
- ресурсы с малой полезностью для посетителей;
- сайты, содержащие ссылочный спам и избыточную массу исходящих ссылок на другие веб-ресурсы;
- размещение скрытого текста;
- заспамленность ключевыми словами;
- получение персональных данных интернет-пользователей без их разрешения (как правило, классифицируется системами как «Кликджекинг»);
- использование устройств посетителей (в том числе телефон и планшетов) для майнинга криптовалюты;
- манипуляция внешней ссылочной массой, попытки искусственной накрутки.
Некоторые из представленных признаков могут привести и к более негативным последствиям, вплоть до полного удаления поисковыми роботами из естественной выдачи.
Разрабатывая мобильную версию сайта, стоит обязательно уделять внимание юзабилити и удобству использования интернет-ресурса посетителями, так как от этого прямым образом зависят позиции сайты в выдаче, что благоприятно сказывается и на бизнесе, вне зависимости от его вида и направленности. Учитывая тот факт, что такие IT-гиганты, как «Яндекс» и «Google» ведут усиленную работу по полному разделению мобильного интернета от десктопного, комплексная работа над адаптивностью или отдельной версии сайта набирает всё большую актуальность. Чем лучше вы знаете требования и критерии оценки, тем эффективнее веб-сайт у вас в итоге и будет.
Комментарии